О ЛИТЕРАТУРЕ

Эссе-размышление

Иногда книга как высокое достижение человеческой цивилизации приравнивается к понятию самой культуры. И тогда сам процесс бережного отношения и развития культуры сводится к сохранению традиции книгочтения. Книга является одним из важнейших элементов культуры. Глобальные события, которые разворачивались после распада Советского Союза на его территории, показали, насколько хрупко книгобытие.

Люди за короткий срок разучились читать классическую литературу и потеряли способность к новому художественному постижению современного мира. Из авторов трансформаций они превратились в главных героев центральных драматических событий. Судьба книги не интересовала больше читателей, им надо было спасать себя от трагедий личной жизни. Высокая культура стала жертвой транзитной экономики. Но, конечно, в любые, пусть самые тяжелые времена, найдутся люди, которые будут продвигать культуру дальше. И именно они станут представителями незащищенного слоя общества, будут часто оказываться в роли жертв тех самых бурных событий, которые сумели понять и, что важнее, смогли осмыслить, показав, таким образом, дорогу дальше – вперед, в будущее. Я назвал бы их вечным меньшинством поступательного движения. И в настоящее время в Казахстане именно это меньшинство борется за настоящую культуру, которая несет в себе вечные идеалы человечества. За высокую эстетику, взращенную в любви и выражающую себя в великой красоте. Как всегда, некое большинство, сжимая плотным кольцом меньшинство, противодействует его устойчивому стремлению к развитию культуры. Меньшинство же обречено пробивать себе дорогу через стены сопротивления. Этот процесс в сегодняшней казахстанской культуре выражен в массовом обращении населения в далекое средневековое прошлое и создании мифологизированной национальной истории, а также в архаизации общей культуры. Возвращение к истокам не есть повторение прошлого, напротив, оно должно с утроенной силой совершить мощный бросок культуры вперед, в новые дали. Родник прокладывает себе путь сильным потоком в самом начале своего пути. Вместе с тем в казахстанском обществе можно выделить еще одну группу, которая, скорее всего, относится к большинству. Это новые (…) казахи, пытающиеся скрыть и свои источники роскоши, и свои национальные истоки, активно создающие на родословной казахских ханов, биев и батыров свою мифологизированную (…) историю. Чаще всего, это представители наисовременнейшей истории, той самой, которая возникла в контексте обретения независимости национальным государством. Между вечным меньшинством современности и устойчивым большинством прошлой истории находятся отживающие свой век носители советской культуры. Эта культура, возможно, исчезнет с исторической арены вместе со своими носителями. Имея такую культурную ситуацию, мы можем понять, что на данный момент в обществе государственную идеологию определяет то самое большинство мифологизированной национальной истории. Современные мифологизированные истории отличаются от исторических мифов своими разрушительными последствиями. И потому развенчание современных национальных мифов является спасением самой национальной истории и культуры: народ не должен быть слеп во взгляде на самое себя и на весь мир. И роль литературы в современном обществе должна заключаться именно в поисках актуальных тем нового времени, разнообразия форм, стилей и методов самовыражения для воссоздания целостной картины нашей реальной действительности, весьма самобытной, и тем интересной миру. Войти в культурное пространство со своей географией, собственным представлением о времени и о себе, своими традициями и законами со всеми внешними формами их проявления, своей логикой и особым течением времени. Такое положение либерализует культуру и поможет нам быть понятыми другими и понимать других. Тем более что культура становится все более открытой как внутри этноса, так и в общечеловеческом масштабе.

Дидар Амантай

Алматы, июнь, 2002 год

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here